Информационное сопровождение введения профстандартов
С 1 января 2017
года на территории России введен профстандарт педагогов. Он коснется всех типов
образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных
квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт,
утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием
изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия
«профессиональный стандарт» и «квалификация».
Что такое профстандарт педагога?
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и
профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет
проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории.
Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные
организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм
оплаты труда.
Профстандарт
детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому
работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по
модулям, соответствующим различным предметным областям.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы
работника.
Структура профстандарта для педагогов
За основу
профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение,
воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают
требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и
обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его
содержание до каждого ученика.
Более сложным
для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел
развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами —
логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы
учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии,
связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по
причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных
средств для увеличения зарплат учителей.
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы
документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность
учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения
и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с
требованиями профстандарта.
Профстандарты
будут применяться в качестве:
- Независимого измерителя уровня
квалификации педагогических работников.
- Средства реализации стратегии
развития образовательной среды.
- Инструмента роста качества
российского образования.
- Фундаментальной основы трудовых
соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
- Механизма рекрутирования
педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Профстандарты
включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к
компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и
результативности решения поставленных задач.
В документе
изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим
кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель
обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика
даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на
основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную
траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При
этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных
диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
В профстандарте
уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ
инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых
обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая
дифференцируется на три уровня:
- Общепользовательская.
- Общепедагогическая.
- Предметно-педагогическая.
Новые компетенции педагога:
- Работа с одаренными учащимися.
- Работа в условиях реализации
программ инклюзивного образования.
- Преподавание русского языка
учащимся, для которых он не является родным.
- Работа с учащимися, имеющими
проблемы в развитии.
- Работа с девиантными,
зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися,
имеющими серьезные отклонения в поведении.
Цель применения
- Определять необходимую
квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и
развития ребенка.
- Обеспечить необходимую
подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
- Обеспечить необходимую
осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
- Содействовать вовлечению
педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
- Общие сведения.
- Описание трудовых функций,
входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности).
- Характеристика обобщенных
трудовых функций.
- Сведения об организациях –
разработчиках профессионального стандарта.
Содержание профстандарта педагога отражает:
- обучение;
- воспитательную работу;
- развитие (личностные качества и
профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления
развивающей деятельности);
- профессиональные
компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
- профессиональные компетенции
педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику
работы на дошкольном уровне образования;
- профессиональные компетенции
педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней
школе;
- профессиональные компетенции
педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
- профессиональные компетенции
педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
Направлениями работы по информационному сопровождению введения
профессиональных стандартов:
- Проведение мероприятий по
информированию педагогических работников о содержании принятых
профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их введения и о
нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические
семинары, пед.советы)
- Размещение информации о
профессиональных стандартах на сайте ОУ
Размещение информации о профессиональных стандартах на информационных
стендах
1 ШАГ Подготовка к внедрению профессиональных стандартов
- Проведение информационного совещания
администрации ОУ по применению профстандартов
- Формирование рабочей группы по
внедрению профстандартов
- Утверждение состава рабочей
группы
- Разработка плана внедрения
профстандартов с установленными сроками отчетов
Внедрение
профессиональных стандартов невозможно, если за этот процесс будет отвечать
только один человек или кадровые службы, так как в профессиональных стандартах
много вопросов, касающихся сверки трудовых функций.
Состав рабочей
группы
- Директор
- Заместитель директора по УВР,
ВР и завхоз
- Представитель профсоюза
- Руководители методических
объединений
- Учителя
- Педагог-психолог
- Специалист по кадрам (при
наличии)
- Юрисконсульт (юрист) (при
наличии)
- Бухгалтер (при условии
самостоятельного ведения бухгалтерского учета)
Порядок
формирования и деятельность рабочей группы
- Рабочая группа разрабатывает
пошаговый план внедрения профессиональных стандартов
- В плане указаны мероприятия,
которые необходимо сделать, сроки выполнения, результат и ответственные за
мероприятия
- Знакомство рабочей группы с законодательной
базой внедрения профессиональных стандартов (проведение инструктивных
совещаний, семинаров)
- Реализация мероприятий,
предусмотренных планом, переработка и дополнение локальных актов,
предусмотренных профстандартом, подведение итогов, составление отчетной
информации.
В компетенцию
рабочей группы входят следующие виды деятельности:
- формирование банка данных
педагогической информации (нормативно- правовой, научно-др.); ознакомление
педагогических работников с новинками педагогической, психологической,
методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных
носителях;
- ознакомление педагогических и
руководящих работников с опытом инновационной деятельности образовательных
организаций;
- информирование педагогических
работников образовательных организаций о новых направлениях в развитии
дошкольного, общего, специального и дополнительного образования детей, о
содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических
комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативно-правовых, локальных
правовых актах;
- своевременное информирование о
сроках проведения лицензионных экспертиз, мероприятий по оценке качества
образовательной деятельности, аттестации педагогических и руководящих
кадров.
2 ШАГ Сбор и анализ информации о профессиональных стандартах
- Составление
списка принятых профессиональных стандартов соответствующих видам
деятельности в образовательной организации (Источник – Реестр
профессиональных стандартов. Смотрим отраслевые и сквозные стандарты)
- Отслеживание
корректировок профессиональных стандартов
3 ШАГ Сверка целей профессионального стандарта и должностей, проверка
трудовых функций
- Сверка
наименования должностей работников с возможными наименованиями должностей
из профстандартов и квалификационных справочников
- Проверка
должностных инструкций, трудовых договоров на соответствие профстандартам.
4 ШАГ Проверка работников на соответствие требованиям профессионального
стандарта
Проверка данных
по конкретными работникам:
- насколько базовые
требования(образование и опыт работы) соответствуют требованиям
профессионального стандарта
- насколько знания и умения
работника соответствуют требованиям профессионального стандарта
(результаты аттестации педагогов)
Уровни группировки профессиональных ролей (должностей) в профессионально-квалификационные
группы с учетом трудовых функций и профессиональных действий профстандарта
педагога:
- Первый
уровень – уровень начинающего педагога. Имеет право осуществлять
педагогическую деятельность по результатам успешного прохождения
квалификационного экзамена. Владеет компетенциями на начальном уровне,
может осуществлять педагогическую деятельность на предписанном уровне.
- Уровень
продвинутого педагога, деятельность которого характеризуется освоением
различных компетенций, которые могут быть связаны с работой с особым
контингентом детей или с выполнением дополнительных функций по организации
образовательного процесса и создания условий обучения.
- Третий
уровень – уровень педагога-методиста, владеющего методами и технологиями
обучения и воспитания на уровне, позволяющем транслировать их другим
педагогам.
- Четвертый
уровень – педагог-исследователь, обобщающий опыт профессиональной
деятельности с целью разработки новых образовательных технологий,
способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в
образовании.
В рамках
стандарта устанавливаются определенные требования к выполнению педагогом его
работы.
Специалист
должен:
- Иметь в/о.
Преподавателям, имеющим среднеспециальное образование и осуществляющим
свою деятельность в ДОУ и начальной школе, необходимо создать условия для
обучения в вузе без отрыва от работы. Демонстрировать знания по предмету и
программе.
- Уметь
планировать и проводить уроки, анализировать их.
- Владеть
методами и формами обучения, выходящими за пределы классной деятельности
(полевая практика, лабораторные опыты и пр.).
- Применять
специальные подходы для включения в процесс всех детей. Давать объективную
оценку знаниям школьников, применяя разные методы и формы контроля.
Владеть компетенциями ИКТ.
Воспитательный процесс
В рамках этой
работы преподаватель должен: Владеть методами и формами организации экспедиций,
походов, экскурсий. Использовать приемы музейной педагогики для расширения
кругозора детей. Владеть формами и методами воспитательной работы, применяя их
и на уроках, и во внеклассной деятельности. Эффективно координировать поведение
детей для обеспечения безопасности. Оказывать всестороннее содействие в
организации школьных органов самоуправления. Устанавливать четкий порядок
поведения в классе, согласно школьному уставу и правилам. Осуществлять
эффективное управление классами для вовлечения детей в образовательный и
воспитательный процесс, мотивируя их познавательную деятельность. Ставить
задачи и цели, способствующие развитию школьников вне зависимости от их
происхождения, характера, способностей, искать педагогические пути для их
реализации и достижения. Уметь устанавливать контакт с детьми, признавая их
достоинство, принимая и понимая их.
Моделировать и
создавать события и ситуации, в которых развивается эмоционально-ценностная
сфера ребенка. Выявлять и реализовывать воспитательные возможности разных видов
деятельности детей (художественной, игровой, спортивной, учебной, трудовой и
пр.). Создавать в классе и других группах (секции, кружке) общности родителей,
преподавателей, школьников.
Поддерживать
конструктивные усилия взрослых в воспитательной работе, привлекать семью к
процессу развития ребенка. Сотрудничать с другими преподавателями и
специалистами при решении задач духовного и нравственного развития детей.
Анализировать реальную обстановку в классе, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Защищать достоинство и честь школьников, помогать детям, которые оказались в
сложной ситуации. Поддерживать традиции школы, внося в них положительный вклад.
Педагог должен обладать: Готовностью принимать разных детей, независимо от их учебных возможностей,
физического и психического состояния, особенностей поведения. У преподавателя
должна быть установка на оказание помощи всем. Способностью выявлять в процессе
наблюдения проблемы детей, касающиеся особенностей их развития. Готовностью
взаимодействовать с другими специалистами. Способностью оказывать адресную
помощь, используя педагогические приемы. Умением понимать документы
специалистов (логопедов, психологов и пр.). Способностью составлять
индивидуальные программы развития. Специальными методиками, способствующими
проведению коррекционной работы. Умением отслеживать динамику. Способностью
защитить детей, которых не принимает коллектив. Знаниями общих закономерностей
проявления индивидуальных качеств и развития личности, психологических
кризисов, возрастных особенностей школьников. Умениями использовать
психологические подходы в своей практике (культурно-исторический, развивающий,
деятельностный). Способностью создавать психологически комфортную и безопасную
образовательную среду, проводить профилактику разных форм насилия. Одним из
ключевых требований выступает также наличие у педагога знаний о закономерностях
семейных отношений. Они позволят наиболее эффективно строить взаимодействие с
родителями.