Приложение №1 к приказу № 43/1 от 30.08.2021г Положение о наставничестве МОУ СОШ № 7, с. Варениковское I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение «О наставничестве в МОУ СОШ № 7. с. Варениковское (далее – Положение) разработано в соответствие с: - Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ; - Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; - Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"); - Уставом МОУ СОШ № 7. с. Варениковское. 1.2. Целевая модель наставничества МОУ СОШ № 7. с. Варениковское (далее образовательная организация), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 2. Основные понятии и термины 2.1. Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 2.2. Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 2.3. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. 2.4. Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся». 2.5. Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 2.6. Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества. 2.7. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. 2.8. Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого. 2.9.Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. 2.10.Тьютор – специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом. 2.11. Молодой специалист – начинающий педагог, как правило, имеющий теоретические знания в области предметной специализации и методики обучения по программе высшего или среднего специального педагогического учебного заведения, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих профессиональных навыков и умений. 3. Цели и задачи наставничества 3.1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов образовательной организации. 3.2. Основными задачами школьного наставничества являются: оказание помощи работникам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей; адаптация в коллективе; воспитание дисциплинированности, требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда; улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, творческой, спортивной и иных сферах; подготовка обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире; раскрытие личностного, творческого профессионального потенциала каждого учащегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории; создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличения числа закрепившихся в профессии педагогических кадров. 4. Организационные основы наставничества 4.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы по учебно- воспитательной работе или заместитель директора школы по воспитательной работе. 4.2. Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора школы. 4.3. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.4. К зоне ответственности куратора относятся следующие задачи: сбор и работа с базой наставников и наставляемых; куратор подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету. Образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности; активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, лидер класса(параллели), победитель школьных и региональных олимпиад, конкурсов и соревнований, принимающий активное участие в жизни образовательного учреждения, участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений; активный член классного или школьного родительского комитета, пользующийся уважением среди педагогов, родителей, имеющий успехи в воспитании собственных детей, презентующий свой опыт среди родителей, обладающий организационными и коммуникативными навыками, увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы другим. Образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности. разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества и проведения программ наставничества; участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества; решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели; проведение инструктажа наставников и молодых специалистов; обеспечение возможности осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования; реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; мониторинг реализации и получения обратной связи от участников программы и иных причастных к программе лиц; внесение информации о количестве участников программы наставничества в соответствующую форму федерального статистического наблюдения и направления данной формы в Министерство просвещения Российской Федерации не позднее 20 января года, следующего за отчетным. 4.5. Наставляемым могут быть обучающиеся: • проявившие выдающиеся способности; • демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; • с ограниченными возможностями здоровья; • попавшие в трудную жизненную ситуацию; • имеющие проблемы с поведением, совершившие противоправные действия; • не принимающие участие в жизни школы, отстраненные от коллектива. 4.6. Наставляемыми могут быть педагоги: •педагоги, находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; • педагоги, находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; • педагоги, желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.; впервые принятые учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; выпускники непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершившие очное, заочное или вечернее обучение и не имеющие трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; учителя, переведенные на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; учителя, нуждающиеся в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике). 4.7. Наставниками могут быть: • обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; • педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; • родители обучающихся - активные участники родительских комитетов; • выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы; • ветераны педагогического труда. 4.7.1. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более трех подшефных. 4.7.2. Наставники должны пройти обязательное обучение независимо от форм наставничества, которые они реализуют. 4.7.3. На весь период наставничества между наставником и наставляемым заключается соглашение о безусловном выполнении обязанностей сторонами. 4.7.4. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник составляет индивидуальный план прохождения наставничества (далее - индивидуальный план), который согласуется методическим объединением образовательной организации и утверждается приказом директора. Индивидуальный план может включать: мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с рабочим местом и коллективом; мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями; совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество; изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения должностных обязанностей; выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, практических заданий; перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, профессиональных знаний и навыков; перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей; другие мероприятия по наставничеству. 4.7.5. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество. Срок наставничества, определенный приказом образовательной организации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 4.7.6. Наставничество прекращается до истечения срока, установленного приказом организации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации, в случае: - неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим Типовым положением. -увольнения наставника или окончания учебы у наставника; перевода на другую работу подшефного или наставника; привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; психологической несовместимости наставника и подшефного; - прекращение трудового договора с наставником; - перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение организации; - перевода наставляемого (учащегося) в другую образовательную организацию, выбытии из школы в связи со сменой места жительства; -просьбы наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество; -возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества. 4.7.7. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле. 4.7.8. Формами отчета наставника является ежеквартальный мониторинг о проделанной работе по сопровождению наставляемого и ежегодное участие в итоговой встрече наставников и наставляемых с презентацией полученных результатов. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении которого осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения наставничества и работе наставника, включая оценку деятельности наставника. 4.8. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). 4.9. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии. 4.10. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. 4.11. С целью реализации целевой модели наставничества в образовательном учреждении ежегодно разрабатывается план-график и дорожная карта, обновляются базы данных наставников и наставляемых. 5. Формы наставничества 5.1. Внедрение целевой модели наставничества в рамках образовательной деятельности МОУ СОШ № 7. с. Варениковское предусматривает независимо от форм наставничества -две основные роли: наставляемый и наставник. 5.2. В образовательном учреждении выделены следующие формы наставничества: «учитель – учитель»; «учитель-ученик»; ученик – ученик» 5.3. Форма наставничества «учитель – учитель» предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку. 5.3.1. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. 5.3.2. Задачи: способствование формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развитие интереса к методике построения и организации результативного учебного процесса; ориентация начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации; ускорение процесса профессионального становления педагога; формирование сообщества образовательной организации (как часть педагогического). 5.3.3. Результаты: высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации; усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния; рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации); рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста. 5.3.4. Портрет участников. Наставник. Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или школьного сообществ. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Наставляемый. Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости. 5.3.5. Вариации взаимодействия: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы; взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив; взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в рамках которого, возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями; взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник», в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т. д.). 5.3.6. Формы взаимодействия: - в рамках реализации программы повышения; -в рамках педагогических проектов для реализации в образовательной организации: конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого учителя, серия семинаров, разработка методического пособия. 5.4. Форма наставничества «учитель– ученик» («родитель- ученик», «бывший выпускник-ученик») предполагает взаимодействие педагога (родителя, бывшего выпускника) и обучающегося (обучающихся), при котором педагог (родитель, бывший выпускник) оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему(им) с профессиональным и личностным самоопределением, способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной, спортивной и творческой траектории, организует и сопровождает учебно-исследовательскую, проектную деятельности, подготовку к олимпиадам по учебным предметам. 5.4.1 Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося, улучшение образовательных, творческих, спортивных результатов и мотивации, лидерских качеств, формирование у обучающегося(ихся) осознанного подхода к реализации личностного потенциала. 5.4.2. Задачи: помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального потенциала; определении личных образовательных и творческих перспектив; улучшении образовательных, творческих, лидерских или спортивных результатов; повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития; осознанный выбор дальнейшей траектории обучения; создание своего образовательного, творческого и личностного потенциала; формирование устойчивого сообщества обучающихся и педагогов. 5.4.3. Результаты: повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования; повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации; численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций; количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов; снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах; снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся. 5.4.4. Портрет участников Наставник: Неравнодушный профессионал с большим опытом работы, увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы другим, с активной жизненной позицией. Обладает лидерскими, организационными, коммуникативными навыками, творческим потенциалом, гибкостью в общении. Активный член школьного или классного родительского комитета, имеющий позитивный воспитательный опыт, уважаемый в сообществе педагогов и родителей школы, с активной жизненной позицией, способный передать свою «творческую энергию» и интересы учащимся. Образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации. Активный член школьного детско-юношеского объединения «Омега», пользующийся уважением педагогического, родительского и ученического сообщества, с активной гражданской жизненной позицией, обладающий лидерскими, коммуникативными навыками, гибкостью в общении и организаторскими способностями, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, лидер класса(параллели), победитель школьных и региональных олимпиад, конкурсов и соревнований, принимающий активное участие в жизни образовательного учреждения. Наставляемый: Социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива. Пассивный. Низко мотивированный, дезориентированный ученик, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества. Активный. Обучающийся с особыми образовательными, спортивными и творческими потребностями, увлеченный определенным предметом, делом, спортом, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов или проявляющий склонность к какому-то виду творчества, мотивированный к получению большого объема информации о карьерных и образовательных возможностях ученик, желающий развивать собственные навыки и приобрести метакомпетенции, но не обладающий ресурсами для их получения. 5.4.5. Варианты взаимодействия: взаимодействие «активный профессионал- равнодушный потребитель», мотивационная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, спортивных, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной, спортивной, творческой и карьерной траектории; взаимодействие «активный профессионал - активный ученик» - работа по дальнейшему развитию интеллектуального, творческого, спортивного потенциала, обмен свежим видением и креативными идеями; взаимодействие «педагог- будущий сотрудник» - профессиональная поддержка, направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых для дальнейшего поступления в высшие образовательные учреждения для будущего трудоустройства. 5.4.6. Формы взаимодействия: внеурочная деятельность, урочная деятельность, «классные часы», проектная деятельность, дискуссии, личная беседа, профориентационные мероприятия, консультации, тренинги, творческие лаборатории, совместная подготовка к спортивным, интеллектуальным, культурным конкурсам и мероприятиям, способствующим развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество; волонтерство, подготовка к конкурсам, олимпиадам, соревнованиям; деловая игра, экскурсии, мозговой штурм. 5.5. Форма наставничества «ученик – ученик» предполагает взаимодействие обучающихся, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации. 5.5.1 Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. 5.5.2. Задачи: помощь в реализации лидерского потенциала; улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов. развитие гибких навыков и метакомпетенций; оказание помощи в адаптации к новым условиям среды; создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации; формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников. 5.5.3. Результаты: повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации; численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций; количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов; снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах; снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся. 5.5.4. Портрет участников Наставник: Активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы, олимпиады, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений. Наставляемый: Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива. Активный. Обучающийся с особыми образовательными потребностями – например, увлеченный определенным предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов. 5.5.5. Варианты взаимодействия: взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов; взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков; взаимодействие «равный – равному», в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом. 5.5.6. Формы взаимодействия: внеурочная деятельность, диспут, личная беседа, консультации, творческие лаборатории, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации); волонтерство, подготовка к конкурсам, олимпиадам, деловая игра, вовлечение в реализацию социальных проектов, помощь в разработке и реализации собственного проекта, мозговой штурм. Все представленные формы могут быть использованы не только для индивидуального взаимодействия (наставник – наставляемый), но и для групповой работы (один наставник – группа наставляемых), при которой круг задач, решаемых с помощью программы наставничества и конкретной формы, остается прежним, но меняется формат взаимодействия – все мероприятия проводятся коллективно с возможностью дополнительной индивидуальной консультации. 6. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый. 6.1. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник – наставляемый: Подготовка условий для запуска программы наставничества. Формирование баз наставляемых и наставников. Отбор и обучение наставников. Формирование наставнических пар или групп. Организация работы наставнических пар или групп. Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого. Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. Регулярные встречи наставника и наставляемого. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. Завершение наставничества. 6.2. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании. 6.3. Реализация программы наставничества в образовательной организации производится последовательно по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов. 7. Обязанности и права наставника: 7.1. Обязанности наставника: Руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации при осуществлении наставнической деятельности. Способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, высоких профессиональных и моральнопсихологических качеств; помогать развивать прикладные навыки, умения и компетенции. Оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, в исполнении его обязанностей, помогать в формировании образовательной и карьерной траектории. Способствовать освоению лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, практических приемов и способов качественного выполнения своих должностных и учебных обязанностей, устранению допущенных ошибок. Передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам работы, оказывать помощь наставляемому в развитии жизненных навыков. Привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации. Воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу. Разработывать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. Соблюдать обоюдные договоренности, не выходить за допустимые рамки субординации и не разглашать информацию, которую передает ему наставляемый. Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждать с ним долгосрочную перспективу и будущее. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого и указывать на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального видения. Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать, подталкивать и ободрять его. Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. Не реже 1 раза в месяц докладывать куратору и руководителю о результатах, достигнутых в процессе осуществления наставничества. Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 7.2. Права наставника: Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества. Получать психологическое сопровождение. Посещать занятия молодого специалиста. Участвовать в школьных, региональных конкурсах наставничества. Знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела лица или получать информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество; изучать документацию, которую обязан вести молодой специалист. С согласия руководителя привлекать для дополнительного обучения молодого специалиста (учащегося) других сотрудников. С согласия родителей (законных представителей) привлекать к участию в онлайн-конкурсах, волонтерских программах, социальных проектах наставляемых обучающихся. Вносить предложения куратору о создании условий, необходимых для деятельности своего подопечного. Вносить предложения куратору и руководителю о поощрении, наложении дисциплинарного взыскания на лицо в отношении которого осуществляется наставничество. Обращаться с заявлением к куратору и руководителю с просьбой о сложении с него обязанностей наставника. Требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество, выполнения указаний по вопросам, связанным с осуществлением данного рода деятельности. Осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества выполненной работы. 8. Права и обязанности наставляемого: 8.1. Обязанности наставляемого: Изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты организации и руководствоваться ими при исполнении должностных обязанностей, изучать структуру, особенности, традиции образовательной организации. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава образовательной организации, определяющих права и обязанности. Разработать совместно с наставником план наставничества. Выполнять этапы реализации программы наставничества в установленные в нем срок. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации. Знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в школе. Выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных и учебных обязанностей. Совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей, перенимать передовые методы и формы работы. Устранять совместно с наставником допущенные ошибки. Проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе. Выстраивать необходимые для работы взаимоотношения с наставником. Предоставлять отчеты о своей работе наставнику, как в устной, так и письменной форме. Принимать участие в презентации результатов работы наставнической пары. 8.2. Права наставляемого: Пользоваться имеющимся оборудованием, инструментами, материалами, документами, литературой и иной инфраструктурой образовательной организации в целях исполнения своих обязанностей и прохождения наставничества. Обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными и учебными обязанностями. Обращаться к куратору и руководителю с ходатайством о замене наставника. Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества. 9.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 9.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: • оценка качества процесса реализации программы наставничества; • оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 9.2.1. Для педагогов: формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, практических навыков выполнения должностных обязанностей; вовлеченность обучающихся в образовательную деятельность; успеваемость обучающихся по основным предметам, качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; уровень сформированности гибких навыков; применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, рациональных и безопасных приемов и методов труда; освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания при выполнении должностных обязанностей; положительная мотивация к профессиональной, учебной и иным родам деятельности, профессиональному и личностному развитию; самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей; дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей; уровень профессионального выгорания; удовлетворенность профессией; психологический климат в педагогическом коллективе. 9.2.2. Для учащихся: вовлеченность обучающихся в образовательную деятельность развитие метапредметных навыков; успеваемость обучающихся по основным предметам; уровень сформированности гибких навыков; желание посещения школы; уровень личностной тревожности; понимание собственного будущего; степень включенности обучающихся в образовательные процессы образовательной организации; эмоциональное состояние при посещении школы; желание высокой школьной успеваемости; активное участие в олимпиадах, конкурсах и мероприятий различных уровней (школьного, районного, областного, всероссийского); творческие, лидерские, спортивные и учебные достижения. 9.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы. 9.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. Результатом мониторинга является аналитика реализуемой программы наставничества за учебный год. 9.5. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки. 10. Механизмы мотивации и поощрения наставников. 10.1. Мероприятия по популяризации роли наставника. • Организация и проведение фестивалей, конференций наставников на школьном уровне. • Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. • Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Наставник года», «Лучшая пара», «Наставник+»; • Создание специальной рубрики «Наши наставники» на школьном сайте. • Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества. • Доска почета «Лучшие наставники». • Награждение школьными грамотами «Лучший наставник» • Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. 10.2. Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы. 11. Взаимодействие наставника с другим сотрудниками образовательной организации. Для исполнения своих обязанностей наставник может взаимодействовать со всеми сотрудниками МОУ СОШ № 7, с. Варениковское. 12. Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: • Положение о наставничестве в МОУ СОШ № 7. с. Варениковское; • Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества в МОУ СОШ № 7. с. Варениковское; • Целевая модель наставничества в МОУ СОШ № 7. с. Варениковское. • Дорожная карта внедрения системы наставничества в МОУ СОШ № 7. с. Варениковское. • Приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и графиков обучения наставников. • Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп». • Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества». Карты индивидуального профессионального развития молодых педагогов. Базы наставников и наставляемых. План психолого-педагогического сопровождения педагогов-наставников для оказания психологической поддержки в процессе взаимодействия при реализации программы наставничества МОУ СОШ № 7. с. Варениковское. Протоколы заседаний педагогического совета, методического совета, на которых рассматривались вопросы наставничества. 13. Изменения и дополнения в Положение 13.1. Положение о наставничестве МОУ СОШ № 7. с. Варениковское утверждается приказом директора образовательной организации. 13.2. Необходимые дополнения и изменения в Положение вносятся на основании решения педагогического совета и закрепляются приказом директора школы.