Положение наставничество

Приложение №1 к
приказу № 43/1 от
30.08.2021г
Положение
о наставничестве МОУ СОШ № 7, с. Варениковское
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение «О наставничестве в МОУ СОШ № 7. с.
Варениковское (далее – Положение) разработано в соответствие с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-ФЗ;
- Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об
утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся
для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
и
программам среднего профессионального образования, в том числе с
применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
- Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О
направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
и
программам
среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик
обмена опытом между обучающимися");
- Уставом МОУ СОШ № 7. с. Варениковское.
1.2. Целевая модель наставничества МОУ СОШ № 7. с. Варениковское (далее
образовательная
организация),
осуществляющая
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным программам (далее целевая модель наставничества)
разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных
проектов «современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение
конкурентоспособности профессионального образования)», и «Успех
каждого ребенка» национального проекта «Образование».
1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и
наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками
образовательных отношений в деятельности наставничества.
2. Основные понятии и термины
2.1. Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и
партнерстве.

2.2. Форма наставничества – способ реализации целевой модели через
организацию работы наставнической пары или группы, участники которой
находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой
основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих
их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника
и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых
результатов.
2.4. Наставляемый – участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает
новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах
наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
2.5. Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный
опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального
результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками,
необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации
и самосовершенствования наставляемого.
2.6. Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность
по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным
программам и программам среднего профессионального образования, либо
организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию
программы наставничества.
2.7. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов
и процессов, необходимых для реализации программ наставничества
в образовательных организациях.
2.8. Методология наставничества – система концептуальных взглядов,
подходов и методов, обоснованных научными исследованиями
и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс
взаимодействия наставника и наставляемого.
2.9.Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки
и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными
извне знаниями и навыками.
2.10.Тьютор – специалист в области педагогики, который помогает
обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным
маршрутом.
2.11. Молодой специалист – начинающий педагог, как правило, имеющий
теоретические знания в области предметной специализации и методики
обучения по программе высшего или среднего специального педагогического
учебного заведения, проявивший желание и склонность к дальнейшему
совершенствованию своих профессиональных навыков и умений.
3. Цели и задачи наставничества
3.1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и














профессиональной
самореализации
в
современных
условиях
неопределенности, а также создание условий для формирования
эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной
ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов
образовательной организации.
3.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
оказание помощи работникам в их профессиональном становлении,
приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения
должностных обязанностей;
адаптация в коллективе;
воспитание
дисциплинированности,
требовательности
к
себе
и
заинтересованности в результатах труда;
улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной,
творческой, спортивной и иных сферах;
подготовка обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире;
раскрытие личностного, творческого профессионального потенциала
каждого учащегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной
образовательной траектории;
создание психологически комфортной среды для развития и повышения
квалификации педагогов, увеличения числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров.
4. Организационные основы наставничества
4.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора
школы.
Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор,
заместитель директора школы по учебно- воспитательной работе или
заместитель директора школы по воспитательной работе.
4.2. Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора
школы.
4.3. Реализация наставнической программы происходит через работу
куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
4.4. К зоне ответственности куратора относятся следующие задачи:
сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
куратор подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей,
обладающих
высоким
уровнем
профессиональной
подготовки,
коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт
воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе,
богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться
профессиональным опытом, системное представление о педагогической
деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее
пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету. Образец для
















подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и
профессиональной компетентности;
активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и
организаторскими
качествами,
нетривиальностью
мышления,
демонстрирующий
высокие
образовательные
результаты,
лидер
класса(параллели), победитель школьных и региональных олимпиад,
конкурсов и соревнований, принимающий активное участие в жизни
образовательного учреждения, участник всероссийских детско-юношеских
организаций или объединений;
активный член классного или школьного родительского комитета,
пользующийся уважением среди педагогов, родителей, имеющий успехи в
воспитании собственных детей, презентующий свой опыт среди родителей,
обладающий
организационными
и
коммуникативными
навыками,
увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и
интересы другим. Образец для подражания в плане межличностных
отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности.
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой
модели;
контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества и проведения
программ наставничества;
участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы
наставничества;
решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации
модели;
проведение инструктажа наставников и молодых специалистов;
обеспечение возможности осуществления наставником своих обязанностей в
соответствии с настоящим Положением;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования;
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и
контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе
наставничества;
инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации
программ наставничества;
формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
мониторинг реализации и получения обратной связи от участников
программы и иных причастных к программе лиц;
внесение информации о количестве участников программы наставничества в
соответствующую форму федерального статистического наблюдения и
направления данной формы в Министерство просвещения Российской
Федерации не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
4.5. Наставляемым могут быть обучающиеся:
• проявившие выдающиеся способности;
• демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;

• с ограниченными возможностями здоровья;
• попавшие в трудную жизненную ситуацию;
• имеющие проблемы с поведением, совершившие противоправные действия;
• не принимающие участие в жизни школы, отстраненные от коллектива.
4.6. Наставляемыми могут быть педагоги:
•педагоги, находящиеся в состоянии эмоционального выгорания,
хронической усталости;
• педагоги, находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
• педагоги, желающие овладеть современными программами, цифровыми
навыками, ИКТ компетенциями и т.д.;
впервые принятые учителями (специалистами), не имеющими трудового
стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
выпускники
непедагогических
профессиональных
образовательных
учреждений, завершившие очное, заочное или вечернее обучение и не
имеющие трудового стажа педагогической деятельности в образовательных
учреждениях;
учителя, переведенные на другую работу, если выполнение ими служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и
овладения новыми практическими навыками;
учителя, нуждающиеся в дополнительной подготовке для проведения уроков
в определенном классе (по определенной тематике).
4.7. Наставниками могут быть:
• обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
• педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
• родители обучающихся - активные участники родительских комитетов;
• выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
• ветераны педагогического труда.
4.7.1. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и
может иметь одновременно не более трех подшефных.
4.7.2. Наставники должны пройти обязательное обучение независимо от
форм наставничества, которые они реализуют.
4.7.3. На весь период наставничества между наставником и наставляемым
заключается соглашение о безусловном выполнении обязанностей
сторонами.
4.7.4. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в
соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы
наставник составляет индивидуальный план прохождения наставничества
(далее - индивидуальный план), который согласуется методическим
объединением образовательной организации и утверждается приказом
директора.
Индивидуальный план может включать:

мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными
требованиями;
совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения
должностных обязанностей;
выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
практических заданий;
перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
другие мероприятия по наставничеству.
4.7.5. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного
месяца до одного года в зависимости от степени профессиональной
подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
Срок наставничества, определенный приказом образовательной организации
или иным документом, предусмотренным локальными актами организации,
может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки
или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам
наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
4.7.6. Наставничество прекращается до истечения срока, установленного
приказом организации или иным документом, предусмотренным локальными
актами организации, в случае:
- неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим Типовым
положением.
-увольнения наставника или окончания учебы у наставника;
перевода на другую работу подшефного или наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и подшефного;
- прекращение трудового договора с наставником;
- перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, на иную должность (профессию) или в другое структурное
подразделение организации;
- перевода наставляемого (учащегося) в другую образовательную
организацию, выбытии из школы в связи со сменой места жительства;
-просьбы наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество;
-возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению
наставничества.









4.7.7. Показателями оценки эффективности работы наставника является
выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества.
Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
4.7.8. Формами отчета наставника является ежеквартальный мониторинг о
проделанной работе по сопровождению наставляемого и ежегодное участие в
итоговой встрече наставников и наставляемых с презентацией полученных
результатов.
В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет
о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого
осуществлялось наставничество.
В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении
которого осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе
прохождения наставничества и работе наставника, включая оценку
деятельности наставника.
4.8. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных
отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
4.9. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на
добровольном согласии.
4.10. Для участия в программе заполняются согласия на обработку
персональных данных от совершеннолетних участников программы и
согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних
наставляемых и наставников.
4.11. С целью реализации целевой модели наставничества в образовательном
учреждении ежегодно разрабатывается план-график и дорожная карта,
обновляются базы данных наставников и наставляемых.
5. Формы наставничества
5.1. Внедрение целевой модели наставничества в рамках образовательной
деятельности МОУ СОШ № 7. с. Варениковское предусматривает независимо от форм наставничества -две основные роли: наставляемый и
наставник.
5.2. В образовательном учреждении выделены следующие формы
наставничества:
«учитель – учитель»;
«учитель-ученик»;
ученик – ученик»
5.3. Форма
наставничества
«учитель
–
учитель» предполагает
взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или
нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим
ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю
поддержку.
5.3.1. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на
месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение
его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной














профессиональной
среды
внутри
образовательной
организации,
позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком
уровне.
5.3.2. Задачи:
способствование формированию потребности заниматься анализом
результатов своей профессиональной деятельности;
развитие интереса к методике построения и организации результативного
учебного процесса;
ориентация начинающего педагога на творческое использование передового
педагогического опыта в своей деятельности;
привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности в
целях его закрепления в образовательной организации;
ускорение процесса профессионального становления педагога;
формирование сообщества образовательной организации (как часть
педагогического).
5.3.3. Результаты:
высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в
педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого
и педагогического потенциалов
повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния;
рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве
педагога в данном коллективе (образовательной организации);
рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований,
методических практик молодого специалиста.
5.3.4. Портрет участников.
Наставник.
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель
различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и
материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к
активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или
школьного сообществ. Обладает лидерскими, организационными и
коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.
Наставляемый.
Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет,
испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с
взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, администрацией
или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом
месте работы, которому необходимо получить представление о традициях,
особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости.
5.3.5. Вариации взаимодействия:















«опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки
для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных
навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте
работы;
взаимодействие
«лидер
педагогического
сообщества
–
педагог,
испытывающий проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка
(проблемы: «не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во
время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению
и развитию педагогических талантов и инициатив;
взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в рамках
которого, возможно, более молодой педагог помогает опытному
представителю «старой школы» овладеть современными программами,
цифровыми навыками и технологиями;
взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник», в рамках
которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по
конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и
тематических планов и т. д.).
5.3.6. Формы взаимодействия:
- в рамках реализации программы повышения;
-в рамках педагогических проектов для реализации в образовательной
организации: конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого
учителя, серия семинаров, разработка методического пособия.
5.4. Форма наставничества «учитель– ученик» («родитель- ученик»,
«бывший выпускник-ученик») предполагает взаимодействие педагога
(родителя, бывшего выпускника) и обучающегося (обучающихся), при
котором педагог (родитель, бывший выпускник) оказывает весомое влияние
на наставляемого, помогает ему(им) с профессиональным и личностным
самоопределением, способствует ценностному и личностному наполнению, а
также коррекции образовательной, спортивной и творческой траектории,
организует и сопровождает учебно-исследовательскую, проектную
деятельности, подготовку к олимпиадам по учебным предметам.
5.4.1 Целью такой формы наставничества является разносторонняя
поддержка обучающегося, улучшение образовательных, творческих,
спортивных результатов и мотивации, лидерских качеств, формирование у
обучающегося(ихся) осознанного подхода к реализации личностного
потенциала.
5.4.2. Задачи:
помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального
потенциала;
определении личных образовательных и творческих перспектив;
улучшении образовательных, творческих, лидерских или спортивных
результатов;
повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения,
личностного развития;
осознанный выбор дальнейшей траектории обучения;















создание своего образовательного, творческого и личностного потенциала;
формирование устойчивого сообщества обучающихся и педагогов.
5.4.3. Результаты:
повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся в
вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального
ориентирования;
повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри
класса (группы) и образовательной организации;
численный рост посещаемости творческих кружков, объединений,
спортивных секций;
количественный
и
качественный
рост
успешно
реализованных
образовательных и творческих проектов;
снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и
психоневрологических диспансерах;
снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной
незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
5.4.4. Портрет участников
Наставник:
Неравнодушный профессионал с большим опытом работы, увлекающийся и
способный передать свою «творческую энергию» и интересы другим, с
активной жизненной позицией. Обладает лидерскими, организационными,
коммуникативными навыками, творческим потенциалом, гибкостью в
общении.
Активный член школьного или классного родительского комитета, имеющий
позитивный воспитательный опыт, уважаемый в сообществе педагогов и
родителей школы, с активной жизненной позицией, способный передать
свою «творческую энергию» и интересы учащимся. Образец для подражания
в плане межличностных отношений, личной самоорганизации.
Активный член школьного детско-юношеского объединения «Омега»,
пользующийся уважением педагогического, родительского и ученического
сообщества, с активной гражданской жизненной позицией, обладающий
лидерскими, коммуникативными навыками, гибкостью в общении и
организаторскими
способностями,
нетривиальностью
мышления,
демонстрирующий
высокие
образовательные
результаты,
лидер
класса(параллели), победитель школьных и региональных олимпиад,
конкурсов и соревнований, принимающий активное участие в жизни
образовательного учреждения.
Наставляемый:
Социально
или
ценностно
дезориентированный
обучающийся,
демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или
проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни школы,
отстраненный от коллектива.
Пассивный. Низко мотивированный, дезориентированный ученик, не
имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию,
равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества.















Активный. Обучающийся с особыми образовательными, спортивными и
творческими потребностями, увлеченный определенным предметом, делом,
спортом, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для
обмена мнениями и реализации собственных проектов или проявляющий
склонность к какому-то виду творчества, мотивированный к получению
большого объема информации о карьерных и образовательных возможностях
ученик, желающий развивать собственные навыки и приобрести
метакомпетенции, но не обладающий ресурсами для их получения.
5.4.5. Варианты взаимодействия:
взаимодействие «активный профессионал- равнодушный потребитель»,
мотивационная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных,
творческих, спортивных, лидерских навыков, стимулирование идей
саморазвития, осознанного выбора образовательной, спортивной, творческой
и карьерной траектории;
взаимодействие «активный профессионал - активный ученик» - работа по
дальнейшему развитию интеллектуального, творческого, спортивного
потенциала, обмен свежим видением и креативными идеями;
взаимодействие «педагог- будущий сотрудник» - профессиональная
поддержка, направленная на развитие определенных навыков и компетенций,
необходимых для дальнейшего поступления в высшие образовательные
учреждения для будущего трудоустройства.
5.4.6. Формы взаимодействия: внеурочная деятельность, урочная
деятельность, «классные часы», проектная деятельность, дискуссии, личная
беседа, профориентационные мероприятия, консультации, тренинги,
творческие
лаборатории,
совместная
подготовка
к спортивным,
интеллектуальным,
культурным
конкурсам
и
мероприятиям,
способствующим развитию чувства сопричастности, интеграции в
сообщество; волонтерство, подготовка к конкурсам, олимпиадам,
соревнованиям; деловая игра, экскурсии, мозговой штурм.
5.5. Форма
наставничества
«ученик
–
ученик» предполагает
взаимодействие обучающихся, при котором один из обучающихся находится
на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и
лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на
наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.
5.5.1 Целью такой формы наставничества является разносторонняя
поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными
потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям
обучения.
5.5.2. Задачи:
помощь в реализации лидерского потенциала;
улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов.
развитие гибких навыков и метакомпетенций;
оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной
организации;


















формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества
благодарных выпускников.
5.5.3. Результаты:
повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри
класса (группы) и образовательной организации;
численный рост посещаемости творческих кружков, объединений,
спортивных секций;
количественный
и
качественный
рост
успешно
реализованных
образовательных и творческих проектов;
снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и
психоневрологических диспансерах;
снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной
незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
5.5.4. Портрет участников
Наставник:
Активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и
организаторскими
качествами,
нетривиальностью
мышления,
демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель
школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса (группы)
или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной
организации (конкурсы, олимпиады, общественная деятельность, внеурочная
деятельность). Возможный участник всероссийских детско-юношеских
организаций или объединений.
Наставляемый:
Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся
более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий
неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с
поведением, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от
коллектива.
Активный. Обучающийся с особыми образовательными потребностями –
например, увлеченный определенным предметом, нуждающийся в
профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и
реализации собственных проектов.
5.5.5. Варианты взаимодействия:
взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант
поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная поддержка с
адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих,
лидерских навыков;
взаимодействие «равный – равному», в процессе которого происходит обмен
навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а
наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над
проектом.
5.5.6. Формы взаимодействия: внеурочная деятельность, диспут, личная
беседа, консультации, творческие лаборатории, совместные походы на

спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства
сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач
адаптации); волонтерство, подготовка к конкурсам, олимпиадам, деловая
игра, вовлечение в реализацию социальных проектов, помощь в разработке и
реализации собственного проекта, мозговой штурм.
Все представленные формы могут быть использованы не только
для индивидуального взаимодействия (наставник – наставляемый), но и для
групповой работы (один наставник – группа наставляемых), при которой
круг задач, решаемых с помощью программы наставничества и конкретной
формы, остается прежним, но меняется формат взаимодействия – все
мероприятия проводятся коллективно с возможностью дополнительной
индивидуальной консультации.

















6. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия
наставник - наставляемый.
6.1. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник
– наставляемый:
Подготовка условий для запуска программы наставничества.
Формирование баз наставляемых и наставников.
Отбор и обучение наставников.
Формирование наставнических пар или групп.
Организация работы наставнических пар или групп.
Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником и наставляемым.
Регулярные встречи наставника и наставляемого.
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
Завершение наставничества.
6.2. Количество встреч наставник и наставляемый определяют
самостоятельно при
приведении встречи - планировании.
6.3. Реализация программы наставничества в образовательной организации
производится последовательно по двум контурам, обеспечивающим
внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов.
7. Обязанности и права наставника:
7.1. Обязанности наставника:
Руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и
локальными нормативными актами организации при осуществлении
наставнической деятельности.
Способствовать формированию у лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, высоких профессиональных и моральнопсихологических качеств; помогать развивать прикладные навыки, умения и
компетенции.




























Оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется
наставничество, в исполнении его обязанностей, помогать в формировании
образовательной и карьерной траектории.
Способствовать освоению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, практических приемов и способов качественного
выполнения своих должностных и учебных обязанностей, устранению
допущенных ошибок.
Передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество,
накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее
рациональным приемам, передовым и безопасным методам работы,
оказывать помощь наставляемому в развитии жизненных навыков.
Привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации.
Воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
дисциплинированность
и
исполнительность,
нацеленность
на
результативную работу.
Разработывать совместно с наставляемым план наставничества.
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и
определить
векторы развития.
Соблюдать обоюдные договоренности, не выходить за допустимые рамки
субординации и не разглашать информацию, которую передает ему
наставляемый.
Формировать
наставнические
отношения
в
условиях
доверия,
взаимообогащения и открытого диалога.
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но
обсуждать с ним долгосрочную перспективу и будущее.
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого и
указывать на риски и противоречия.
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но
стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку,
мотивировать, подталкивать и ободрять его.
Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в
общественной
жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и
профессионального кругозора.
Не реже 1 раза в месяц докладывать куратору и руководителю о результатах,
достигнутых в процессе осуществления наставничества.
Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о
проделанной работе с предложениями и выводами.
7.2. Права наставника:
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
Защищать профессиональную честь и достоинство.




























Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения.
Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ
Школы наставничества.
Получать психологическое сопровождение.
Посещать занятия молодого специалиста.
Участвовать в школьных, региональных конкурсах наставничества.
Знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела лица или
получать информацию о лице, в отношении которого осуществляется
наставничество; изучать документацию, которую обязан вести молодой
специалист.
С согласия руководителя привлекать для дополнительного обучения
молодого специалиста (учащегося) других сотрудников.
С согласия родителей (законных представителей) привлекать к участию в
онлайн-конкурсах, волонтерских программах, социальных проектах
наставляемых обучающихся.
Вносить предложения куратору о создании условий, необходимых для
деятельности своего подопечного.
Вносить предложения куратору и руководителю о поощрении, наложении
дисциплинарного взыскания на лицо в отношении которого осуществляется
наставничество.
Обращаться с заявлением к куратору и руководителю с просьбой о сложении
с него обязанностей наставника.
Требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
выполнения указаний по вопросам, связанным с осуществлением данного
рода деятельности.
Осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения
заданий, поручений, проверки качества выполненной работы.
8. Права и обязанности наставляемого:
8.1. Обязанности наставляемого:
Изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные
акты организации и руководствоваться ими при исполнении должностных
обязанностей, изучать структуру, особенности, традиции образовательной
организации.
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава образовательной организации, определяющих
права и обязанности.
Разработать совместно с наставником план наставничества.
Выполнять этапы реализации программы наставничества в установленные в
нем срок.
Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации.
Знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления деятельности, полномочия и организацию работы в школе.
























Выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
должностных и учебных обязанностей.
Совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и
способы качественного исполнения должностных обязанностей, перенимать
передовые методы и формы работы.
Устранять совместно с наставником допущенные ошибки.
Проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и
учебе.
Выстраивать необходимые для работы взаимоотношения с наставником.
Предоставлять отчеты о своей работе наставнику, как в устной, так и
письменной форме.
Принимать участие в презентации результатов работы наставнической пары.
8.2. Права наставляемого:
Пользоваться имеющимся оборудованием, инструментами, материалами,
документами, литературой и иной инфраструктурой образовательной
организации в целях исполнения своих обязанностей и прохождения
наставничества.
Обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными и учебными обязанностями.
Обращаться к куратору и руководителю с ходатайством о замене наставника.
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения.
9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества.
9.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается
как система сбора, обработки, хранения и использования информации о
программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
9.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных
этапов:
• оценка качества процесса реализации программы наставничества;
• оценка
мотивационно-личностного,
компетентностного,
профессионального
роста
участников,
динамика
образовательных
результатов.
9.2.1. Для педагогов:
формирование у лица, в отношении которого осуществлялось
наставничество,
практических
навыков
выполнения
должностных
обязанностей;
вовлеченность обучающихся в образовательную деятельность;

























успеваемость обучающихся по основным предметам, качество изменений в
освоении обучающимися образовательных программ;
уровень сформированности гибких навыков;
применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество,
рациональных и безопасных приемов и методов труда;
освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и
иных
документов,
регламентирующих
исполнение
должностных
обязанностей, умение применять полученные теоретические знания при
выполнении должностных обязанностей;
положительная мотивация к профессиональной, учебной и иным родам
деятельности, профессиональному и личностному развитию;
самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось
наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных
обязанностей;
дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и
указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей;
уровень профессионального выгорания;
удовлетворенность профессией;
психологический климат в педагогическом коллективе.
9.2.2. Для учащихся:
вовлеченность обучающихся в образовательную деятельность развитие
метапредметных навыков;
успеваемость обучающихся по основным предметам;
уровень сформированности гибких навыков;
желание посещения школы;
уровень личностной тревожности;
понимание собственного будущего;
степень включенности обучающихся в образовательные процессы
образовательной организации;
эмоциональное состояние при посещении школы;
желание высокой школьной успеваемости;
активное участие в олимпиадах, конкурсах и мероприятий различных
уровней (школьного, районного, областного, всероссийского);
творческие, лидерские, спортивные и учебные достижения.
9.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы
наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы.
9.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества: промежуточный и итоговый. Результатом мониторинга
является аналитика реализуемой программы наставничества за учебный год.
9.5. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
10. Механизмы мотивации и поощрения наставников.
10.1. Мероприятия по популяризации роли наставника.
• Организация и проведение фестивалей, конференций наставников на

школьном уровне.
• Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
• Проведение
школьного
конкурса
профессионального
мастерства
«Наставник года», «Лучшая пара», «Наставник+»;
• Создание специальной рубрики «Наши наставники» на школьном сайте.
• Создание на школьном сайте методической копилки с программами
наставничества.
• Доска почета «Лучшие наставники».
• Награждение школьными грамотами «Лучший наставник»
• Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
10.2. Предоставлять наставникам возможности принимать участие в
формировании
предложений, касающихся развития школы.
11. Взаимодействие наставника с другим сотрудниками
образовательной организации.
Для исполнения своих обязанностей наставник может взаимодействовать со
всеми сотрудниками МОУ СОШ № 7, с. Варениковское.
12. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
• Положение о наставничестве в МОУ СОШ № 7. с. Варениковское;
• Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества в
МОУ СОШ № 7. с. Варениковское;
• Целевая модель наставничества в МОУ СОШ № 7. с. Варениковское.
• Дорожная карта внедрения системы наставничества в МОУ СОШ № 7. с.
Варениковское.
• Приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и
графиков обучения наставников.
• Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп».
• Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации
целевой модели наставничества».
Карты индивидуального профессионального развития молодых педагогов.
Базы наставников и наставляемых.
План психолого-педагогического сопровождения педагогов-наставников для
оказания психологической поддержки в процессе взаимодействия при
реализации программы наставничества МОУ СОШ № 7. с. Варениковское.
Протоколы заседаний педагогического совета, методического совета, на
которых рассматривались вопросы наставничества.
13. Изменения и дополнения в Положение
13.1. Положение о наставничестве МОУ СОШ № 7. с. Варениковское
утверждается приказом директора образовательной организации.

13.2. Необходимые дополнения и изменения в Положение вносятся на
основании решения педагогического совета и закрепляются приказом
директора школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».