ПРОГРАММА_ВОСПИТАНИЯ__7_ШКОЛА

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
с. Варениковское Степновский район Ставропольский край

Рассмотрено
На заседании педагогического совета
Протокол № 7 от 31.08.2020г

Утверждаю
Приказом и.о. директора №
от 01.09.2020 г.
Н. Ю. Гончаренко

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
НА 2020–2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных
взаимоотношений
с
окружающими
их
людьми.
Воспитательная программа показывает, каким образом педагогические
работники могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с
детьми деятельности.
В центре программы воспитания МКОУ СОШ № 7 находится личностное
развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования,
формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов, указанных во ФГОС:
- формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению;
- ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие социально-значимой деятельности.
Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в
школе.
Программа имеет следующую структуру:
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса;
2. Цели и задачи воспитания;
3. Виды, формы и содержание деятельности;
4. Анализ воспитательного процесса.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МКОУ СОШ №7 Степновского муниципального района средняя
общеобразовательная школа, численность обучающихся на 1 сентября 2020
года составляет 187 человек, численность педагогического коллектива –
18 человека. Обучение ведется с 1 по 11 класс по трем уровням образования
начальное общее образование, основное общее образование. Среднее общее
образование.
МКОУ СОШ №7 — это сельская школа, удаленная от культурных и научных
центров, спортивных школ и школ искусств.

Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только
образовательным, но и культурным центром села.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение
отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у
детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям,
почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь.
Большинство педагогов школы родились в нашем селе, учились в этой
школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые
условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствуют
установлению доброжелательных и доверительных отношений между
педагогами,
школьниками
и
их
родителями.
Процесс воспитания в МКОУ СОШ №7 основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в МКОУ СОШ №7 являются
следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого общешкольного дела и большинства,
используемых для воспитания других совместных дел педагогов и
школьников является коллективная разработка, коллективное планирование,
коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);

- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассно и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа,
мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель
воспитания в МКОУ СОШ №7 – личностное развитие школьников,
проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то
есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются
важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального

общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они
живут.
Выделение такого приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста.
Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения
школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых
отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой);
- уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и
действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
-к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на

ступени основного общего образования, связано особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру.
В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их
собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.
Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному
самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает
возможность
самим
организовывать
классные
дела,
принимать
самостоятельные решения. На этом этапе особенно важны кружки,
внеклассные
и
общешкольные
мероприятия,
школьные
органы
самоуправления. Общение должно строиться в личностно-ориентированном
ключе, он чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как
именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки,
его повседневную жизнь.
Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития
социально значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых
дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни.
Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них
реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и
в школе. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
-опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных
с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему
педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории,
предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного
социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в
сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных задач:
1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
7. организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;

8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
9. организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
10. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
3.ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
Модуль 3.1 «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела в МКОУ СОШ №7 – это главные традиционные
общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть
школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных
праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с
педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают
включенность в них большего числа детей и взрослых
Для этого в МКОУ СОШ №7 используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической,
патриотической,
трудовой
направленности),
ориентированные на преобразование окружающего школу социума:
- патриотические акции «Бессмертный полк», «Письмо солдату», «Помоги
ветерану» и др.
-экологические акции «Сохраним природу Ставрополья», «Собери
макулатуру - сохрани дерево»;

- трудовые акции;
- проводимые для жителей района и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления,
которые открывают возможности для творческой самореализации
школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих:
- спортивно-оздоровительная деятельность: кросс «Золотая осень»,
«Веселые старты», «Президентские состязания» «Зарница», соревнования по
волейболу, баскетболу и др.;
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты,
мероприятия ко Дню матери, 8 Марта, 9 Мая и др.;
- поздравление жителей села в День пожилого человека;
- единый День профилактики правонарушений в школе (помимо
профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча
родителей и обучающихся с представителями Управления образования, КДН,
ОВД)
На школьном уровне:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(музыкальные, театрализованные, литературные и т. п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы:
- «День Знаний»;
- «День учителя»;
- «День самоуправления»;
- «День матери»;
- «Новый год»;
- «День защитника Отечества»;
- «Вечер встречи выпускников»;
- «День Победы»;
- «Бессмертный полк»
- «Последний звонок».
- предметные недели;
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими
новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность
детей.
- «Посвящение в первоклассники»;
- «Посвящение в пятиклассники»;
- «Посвящение в старшеклассники»;
- «Посвящение в Юнармию»;

- «Посвящение в пешеходы»;
- «Выборы президента УСУ».
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.
Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию
позитивных
межличностных
отношений
между
педагогами
и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу:
- награждение на торжественной линейке Похвальными листами и
грамотами;
- награждение на общешкольных линейках;
- награждение на торжественной части Выпускного вечера.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы
дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных
за приглашение и встречу гостей и т. п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
-наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые
могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в
следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы.
Модуль 3.2 «Классное руководство и наставничество»

Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель)
организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в
данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителя.
Работа с классным коллективом:
- поддержка и участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел, с учащимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
профориентационной направленности), позволяющие, с одной стороны,
- вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать
им - возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и
упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого
ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды
для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями;
празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя
подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы,
творческие подарки и розыгрыши;
регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому
школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
школе.
Индивидуальная работа с учащимися:

-изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при
необходимости) – со школьным психологом и социальным педагогом;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т. п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить;
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи;
- работа с одаренными детьми; учащимися состоящих на различных видах
учета, в «группе риска», оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями
предметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания,
на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителям:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах
их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
- привлечение родителей к просмотру вебинаров воспитательной
направленности, Всероссийского родительского собрания;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы;
- беседы родителей, педагогов, администрации (при необходимости) с
целью оказания помощи родителям школьников в регулировании
отношений между ними, учителями-предметниками, администрацией
школы.
Модуль 3.3 «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
проходит в рамках следующих выбранных школьниками её видов.
Познавательная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, экологическим, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира: «Финансовая грамотность»,
«Умники и умницы» и др.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительногообразования, создающие
благоприятные условия для
самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие: «Чудеса аппликации». «Школьный хор»
Спортивно-оздоровительная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие
их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых: «Волейбол», «Баскетбол», «Подвижные игры»
и др.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные и дополнительного образования на воспитание у школьников
любви к своему краю, её истории, культуре, природе, на развитие
самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них
навыков само обслуживающего труда: «Наш край» и др.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на раскрытие творческого, умственного,
физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде «КВН» и др.

Модуль 3.4 «Школьный урок»
Реализация педагогами МКОУ СОШ №7 воспитательного потенциала
урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися

требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.5 Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в МКОУ СОШ №7 помогает
педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а
школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление
иногда и на время может трансформироваться (посредством введения
функции педагога-организатора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого
для учета мнения школьников по вопросам управления общеобразовательной
организацией и принятии решений, затрагивающих их права законные
интересы;
через
деятельность
выборного
Совета
старшеклассников,
объединяющего командиров классов для облегчения распространения
значимой для школьников информации и получения обратной связи от
классных коллективов;
- через работу постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.
п.);
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение
тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т. п.
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных координировать его работу с работой детско-молодежного
объединения и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса (например: совет спортивных дел,
совет творческих дел, совет трудовых дел, совет учебных дел);
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутри классных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и т. п.

Модуль 3.6 «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное
по инициативе детей и взрослых, объединивших на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 г. №82-ФЗ
(ред.20.12.1917г.) об общественных объединениях (ст.5) Воспитание в
детском общественном объединении осуществляется в виде:
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать,
умение общаться, слушать и слышать других: посильная помощь,
оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с Домом
культуры, Центром по работе с молодёжью по проведению культурноразвлекательных мероприятий; участие школьников в работе на
прилегающей к школе территории, уход за деревьями и кустарниками,
благоустройство клумб) и др.;
- организация общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
- рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения,
привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов,
театрализаций и т. п.);
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется
посредством введения особой символики детского объединения, проведения
ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и
поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях,
проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа
проводимых детским объединением дел);
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских
акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в

целом: участие школьников в проведении разовых акций, которые часто
носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников.
В МКОУ СОШ №7 с. Варениковское созданы школьные детские
общественные объединения:
1. Детское экологическое объединение;
2. Военно-патриотическое движение «Юнармия»
3.Отряд юных инспекторов дорожного движения
4. Школьный спортивный клуб по волейболу.
Модуль 3.8. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные
условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающегося труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих
видов и форм деятельности:
- ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;
- регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных
классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк»,
«Приметы весны» и т. п.);
- выездные экскурсии в музеи, по городам Ставропольского края

Модуль 3.9 «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников;
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить
школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационное значимые проблемные

ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд
на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и в непрофессиональную составляющие такой
деятельности.
Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего: классные часы по профориентации
школьников;
- профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение ситуаций, в
которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
школьникам профессиональной деятельности;
- совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессий
на платформе «ПроеКТОрия», прохождение
профориентационного онлайн тестирования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, участие в мастер классах,
посещение открытых уроков - онлайн-уроки финансовой грамотности.
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей и иных особенностей
детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы.

Модуль 3.11 «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии
ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение. Воспитывающее влияние на ребенка
осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой
МКОУ СОШ №7 как:
- оформление интерьера школьных помещений (коридора, рекреаций,
залов) и их периодическая переориентация: оформление школы к

традиционным мероприятиям «День знаний», «День учителя», «Новый год»,
«день Победы» и др.;
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющий им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе: выставки
рисунков, стенгазеты к праздникам: конкурсы рисунков к знаменательным
датам календаря, выставка фоторабот, подготовка к ЕГЭ, уголок ПДД,
правовой уголок, информационные стенд по ГТО;
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование
спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для
школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных
зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха: Акция «Посади дерево» и др.
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- событийное оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний и т. п.): оформление школы к традиционным
мероприятиям, создание фотозоны к традиционным школьным праздникам и
др.
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы школьного костюма), используемой как в школьной
повседневности, так и во время праздников, торжественных церемоний,
ключевых общешкольных дел.
Модуль 3.12 «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:

- общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- встречи родителей с приглашенными специалистами: социальными
работниками, врачами, инспекторами ПДН, ГАИ, ГИБДД, представителями
прокуратуры по вопросам профилактики;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в
ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и
обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;
- информирование и взаимодействие с родителями посредством
электронного журнала и школьного сайта.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности;
индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.

Модуль 3.13 «Жизнь без опасностей»
Вопросы безопасности детей как в стенах образовательного учреждения, так
и за его пределами, в последнее время получают всё большую актуальность.
Опасности могут подстерегать учащегося везде. Необходимо сформировать у
учащегося понимание личной и общественной значимости современной
культуры безопасности жизнедеятельности, антиэкстремистской и
антитеррористической личностной позиции; знание и умение применять
меры безопасности и правила поведения на дорогах, в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций; умение предвидеть возникновение опасных
ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе
информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять

предосторожность в ситуациях неопределенности; умение принимать
обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; умение
действовать индивидуально и в группе в экстремальных ситуациях, в том
числе связанных с угрозой террористических актов и вовлечения в
экстремистскую деятельность. В рамках модуля особое внимание
уделяется правовому воспитанию, формированию антикоррупционного
мировоззрения, формированию активной жизненной позиции по негативному
отношению к противоправным и коррупционным проявлениям.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в МКОУ СОШ №7 воспитательной работы
осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (по необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором

школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и
стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного
процесса, следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах
воспитания,
социализации и саморазвития школьников является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
- какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников
удалось решить за минувший учебный год;
- какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы
появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2.Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями,
хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со
школьниками их родителями, педагогами, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством
реализации
личностно-развивающего
потенциала
школьных уроков;

- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».