Положение_о_ведении_ученических_тетрадей_и_их_проверке_МКОУ_СОШ_№7

«Принято»

«Утверждено»

протокол № 2 заседания педагогического совета

приказ №86 от 01.09.2016г.

МКОУ СОШ №7 от 30.08.2016г.

Директор МКОУ СОШ №7
_______________ О.С.Жебрикова

ПОЛОЖЕНИЕ
о ведении ученических тетрадей и их проверке
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гигиеническими
требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10;
едиными требованиями к устной и письменной речи обучающихся; уставом школы;
должностными инструкциями и другими локальными актами школы.
1.2. Настоящее Положение устанавливает правила ведения ученических тетрадей,
проведения текущего контроля и оценивания уровня учебных достижений обучаемых.
1.3. Настоящее положение утверждается педагогическим советом школы, имеющим право
вносить в него свои изменения и дополнения.
2. Задачи проверки тетрадей:
Выполнение учителем норм проверки тетрадей.
Выполнение учащимися домашних работ.
Соблюдение единого орфографического режима.
Правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение
года.
Правильность подписи тетрадей.
Соответствие объема классных и домашних работ.
3 . Виды письменных работ учащихся.
3.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются
обучающие работы, к которым относятся:
- упражнения по русскому и иностранным языкам, математике, физике, химии;
-конспекты первоисточников и рефераты по истории, обществознанию, литературе,
географии в 5-11-х классах;
- планы и конспекты лекций учителей по разным предметам на уроках и элективных курсах
в 9-11 классах;
- планы статей и других материалов из учебной литературы;
- сочинения, анализы текстов и письменные ответы на вопросы;
-составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых
таблиц и схем учебников);
-фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения окружающего
мира, биологии, географии;
-различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам лабораторных
(практических) работ по природоведению, биологии, географии, физике, химии, технологии в 411-х классах (без копирования в тетради соответствующих рисунков из учебника);
3.2.В школе проводятся текущие и итоговые контрольные работы. Текущие контрольные
работы имеют целью проверку усвоения изучаемого программного материала; их содержание и
частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности
изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих
контрольных работ учитель может отводить весь урок или только его часть.
4. Количество и назначение ученических тетрадей.
4.1. Для выполнения всех видов письменных работ, обучающих, проверочных,
лабораторных и контрольных работ надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчѐта на
каждого учащегося:
Предмет
1 класс
Русский язык

2 рабочие тетради;
тетради на печатной основе, входящие в УМК

Математика
Окружающий мир

2 рабочие тетради;
тетради на печатной основе, входящие в УМК
тетради на печатной основе, входящие в УМК

Литературное чтение

тетради на печатной основе, входящие в УМК

Предмет
Математика

Алгебра
Геометрия
Русский язык

Литература

Окружающий мир

Биология
География

Химия

Количество тетрадей
2-4 классы
5-9 классы
2 рабочие тетради, 1 2 рабочие тетради и 1
тетрадь
для тетрадь для
контрольных
работ, контрольных работ
допускается
использование
рабочих тетрадей на
печатной
основе,
входящих в УМК
2 рабочие тетради и 1
тетрадь для
контрольных работ
1 рабочая тетрадь и 1
тетрадь для
контрольных работ
2 рабочие тетради, 1 2 рабочие тетради, 1
тетрадь по развитию тетрадь по развитию
речи, 1 тетрадь для речи и 1 тетрадь для
контрольных
работ, контрольных работ,
допускается
допускается
использование
использование
рабочих тетрадей на рабочих тетрадей на
печатной
основе, печатной основе,
входящих в УМК
входящих в УМК
Допускается
1 рабочая тетрадь и 1
использование
тетрадь для
рабочих тетрадей на творческих работ,
печатной
основе, допускается
входящих в УМК
использование
рабочих тетрадей на
печатной основе,
входящих в УМК
Допускается
использование
рабочих тетрадей на
печатной
основе,
входящих в УМК
1 рабочая тетрадь и 1
тетрадь для
практических работ
1 рабочая тетрадь,
контурные карты,
тетрадь для
практических работ,
допускается
использование
рабочих тетрадей на
печатной основе,
входящих в УМК
1 рабочая тетрадь , 1
тетрадь для
лабораторных работ, 1

10-11 классы
-

2 рабочие тетради и 1
тетрадь для
контрольных работ
1 рабочая тетрадь и 1
тетрадь для
контрольных работ
1 рабочая тетрадь 1
тетрадь по развитию
речи и 1 тетрадь для
контрольных работ

Одна рабочая тетрадь
и 1 тетрадь по
развитию речи

-

1 рабочая тетрадь и 1
тетрадь для
практических работ
1 рабочая тетрадь,
контурные карты,
тетрадь для
практических работ,
допускается
использование
рабочих тетрадей на
печатной основе,
входящих в УМК
1 рабочая тетрадь , 1
тетрадь для
лабораторных работ

Физика

-

Информатика

-

Иностранный язык

1 рабочая тетрадь,
тематический словарь,
допускается
использование
рабочих тетрадей на
печатной
основе,
входящих в УМК

ОБЖ,
МХК, 1 рабочая тетрадь
искусство, искусство
(музыка), черчение
История

Обществознание

Икусство (ИЗО)
Технология

тетрадь для
контрольных работ
1 рабочая тетрадь и 1
тетрадь для
лабораторных работ, 1
тетрадь для
контрольных работ
1 рабочая тетрадь, 1
тетрадь для
практических работ,
допускается
использование
рабочих тетрадей на
печатной основе,
входящих в УМК
1 рабочая тетрадь,
тематический словарь,
допускается
использование
рабочих тетрадей на
печатной основе,
входящих в УМК,
тетрадь для
контрольных работ
1 рабочая тетрадь

1
тетрадь
для
контрольных работ
1 рабочая тетрадь и 1
тетрадь для
лабораторных работ, 1
тетрадь для
контрольных работ
1 рабочая тетрадь, 1
тетрадь для
практических работ,
допускается
использование
рабочих тетрадей на
печатной основе,
входящих в УМК
1 рабочая тетрадь,
тематический словарь,
тетрадь для
контрольных работ

1 рабочая тетрадь,
допускается
использование
рабочих тетрадей на
печатной основе,
входящих в УМК,
тетрадь для
контрольных работ
1 рабочая тетрадь,
допускается
использование
рабочих тетрадей на
печатной основе,
входящих в УМК,
тетрадь для
контрольных работ
Альбом
1 рабочая тетрадь

1 рабочая тетрадь,
допускается
использование
рабочих тетрадей на
печатной основе,
тетрадь для
контрольных работ

Альбом
Допускается
использование
рабочих тетрадей на
печатной
основе,
входящих в УМК
Предметы школьного 1 рабочая тетрадь
компонента

1 рабочая тетрадь

1 рабочая тетрадь,
допускается
использование
рабочих тетрадей на
печатной основе,
тетрадь для
контрольных работ
1 рабочая тетрадь

1 рабочая тетрадь

4.2. В тетрадях для контрольных работ, в тетрадях по развитию речи, помимо самих контрольных и
творческих работ, подлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. В начальной
школе ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему,
результативность которой необходимо прослеживать изо дня в день.
5. Требования к оформлению и ведению тетрадей учащимися.
5.1.Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов. Общие тетради
могут использоваться лишь в 7-11-х классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении

которых необходимо выполнение больших по объѐму работ. Общие тетради по русскому языку и
алгебре используются только начиная с 10-го класса.
5.2.Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
5.3.Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь
(на обложке тетрадей для контрольных работ, работ по развитию речи, лабораторных и
практических работ делаются соответствующие записи).
Образец надписи:
Тетрадь
Английский язык
для работ по русскому языку
учени__ ___ класса
English
МОУ СОШ № 9 г.о. Шуя
Galina Sedova
________________
Form 2A
(ФИ ученика)
5.4. Тетради учащихся 1, 2 класса подписывает учитель.
5.5. Соблюдать поля с внешней стороны. При выполнении работ учащимися не разрешается писать
на полях (за исключением пометок на полях во время записи лекций в старших классах). Размер
полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по учебному
предмету.
5.6. Указывать дату выполнения работы. В первом классе в период обучения грамоте запись даты
ведѐтся учителем в виде числа. Со второго полугодия первого класса, а также во 2-4-х классах
записывается число арабской цифрой и полное название месяца. В 4-11-х классах по русскому
языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. В 4-11-х классах по
математике (по остальным предметам) записывается дата цифрами на полях.
5.7. На каждом уроке в тетрадях следует записывать его тему (на отдельной строке), а на уроках по
русскому языку, математике – указывать вид выполняемой работы (классная, домашняя,
самостоятельная, диктант, изложение, сочинение и т.д.). При выполнении заданий в тетрадях
учащиеся должны указывать по центру номер упражнения, задачи, вопроса.
5.8. Соблюдать красную строку. При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2
см. Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в
первом классе (III четверть).
5.9. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому
языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 2
клеточки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или
заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2
линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для
выставления отметки за работу). По математике – начинать писать с самой верхней полной клетки,
между датой и заголовком работы – 1 клетка; между столбиками выражений, уравнений,
неравенств и т.д. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой. При записи математических
выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с
соблюдением графики и соответствия клеток количеству записываемых символов. Особенно
соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание,
умножение, деление).
5.10. Итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, физике, химии выполняются в
специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ. В тетрадях по русскому языку
записывается только вид работы (например, диктант). То же относится и к обозначению
кратковременных работ, выполняемых в общих тетрадях. Вариантность выполнения работы
фиксируется на следующей рабочей строке по центру. В 1-4 классах по математике
словосочетание Контрольная работа не пишется. В тетрадях обучающихся 5-11 классов по
математике, физике, химии запись контрольной, практической, лабораторной работы ведѐтся в
соответствии с календарно-тематическим планированием рабочей программы учителя (без
указания темы). Например: Контрольная работа №3.
Допускается выполнение итоговых работ в форме тестов на листах формата А4.
5.11. Выполнять аккуратные подчѐркивания, условные обозначения, составление графиков и т.д.
карандашом, в случае необходимости – с применением линейки.
5.12. Учащиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Черная или зеленая пасты,
карандаш могут быть использованы при подчеркивании, составлении графиков и т.д. Учащимся
запрещается писать в тетрадях красной пастой.

5.13. Исправлять ошибки следующим образом: неверное написание зачѐркивать косой линией (часть
слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией); вместо зачѐркнутого надписывать
нужное, не заключать неверное написания в скобки.
6. Количество контрольных работ.
6.1.Число контрольных, лабораторных, практических, творческих работ по всем предметам
устанавливается рабочими программами по предмету
6.2.Количество проверочных работ определяется учителем самостоятельно на принципах
целесообразности и с учетом санитарно-гигиенических требований к обучению.
6.3. Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы;
- в конце учебного триместра, года;
6.4.Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся
определяется графиком, составленным заместителем директора в соответствии с рабочими
программами и по согласованию с учителями. В общешкольный график включаются также и
текущие контрольные работы, на выполнение которых отводится целый урок. Не допускается
выполнение двух контрольных работ в день одним классом или одним учащимся.
6.5. Изменение графика контрольных работ осуществляется только по согласованию с заместителем
директора по УВР.
7. Порядок проверки письменных работ учителями.
Проверка знаний и умений учащихся является обязательной важной частью педагогического процесса
и выполняет в нѐм различные функции: воспитывающую, обучающую, развивающую,
диагностическую.
Устанавливается следующий порядок проверки письменных работ учащихся:
Сроки проверки тетрадей учащихся
Предметы/классы
1-5
Математика
После
(алгебра, геометрия) каждого
Русский язык
урока

Иностранный язык

Остальные
предметы

После
каждого
урока

6
В первом
полугодии- после
каждого урока.
Во втором
полугодии- два
раза в неделю
Два раза в
неделю

7
Два раза в
неделю

Значимые
классные и
домашние
работы, но не
реже одного
раза в неделю
Выборочно один – два раза в четверть

8-9
Один
раз в
неделю

10-11
Один раз в
две недели

Один
Словарираз в две один раз в
недели
месяц,
тетрадиодин-два раза
в четверть

7.1. УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:
контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение
установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима;
соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:

в 1-4 классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся по
письменным предметам (русский язык и математика);

своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным
планом количество контрольных работ;

проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по всем предметам в 1-4 классах к
следующему уроку.
Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца,
когда они проводились.
Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных
работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено
на уроке».
Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете.

7.2 УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение
установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.
Соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей учащихся.
Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебной работе заполняет
график проведения контрольных работ.
Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся.
Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете.
7.3. УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в
школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.
Соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей учащихся.
Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе
заполняет график проведения контрольных работ.
Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете.
7.4. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ.
Контролирует наличие у учащихся тетрадей, атласов и других пособий, соблюдение
установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:

тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную четверть.
Выставляет в классные журналы оценки за творческие работы учащихся, рефераты, доклады и т.п.
Хранит творческие работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года.
Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете.
7.5. УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ, БИОЛОГИИ, ФИЗИКИ, ХИМИИ, ИНФОРМАТИКИ И
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Контролирует наличие у учащихся тетрадей, атласов и других пособий, соблюдение
установленного в школе порядка, их оформления, ведения, соблюдение орфографического
режима.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:

тетради всех учащихся всех классов проверяются по мере необходимости.
Выставляет в классные журналы оценки за практические, творческие работы учащихся,
рефераты, доклады и т.п.
Хранит творческие и контрольные (практические) работы учащихся в учебном кабинете в
течение учебного года.
7.6. УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в
школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.
Соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей учащихся.
Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе
заполняет график проведения контрольных работ.
Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся.
Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение года в учебном кабинете.
7.7. УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЖ, ЧЕРЧЕНИЯ, ИСКУССТВА, ИСКУССТВА
(МУЗЫКА)
Контролирует наличие и правильности ведения учащимися тетрадей по предмету.
Рекомендуется осуществлять выборочную проверку тетрадей.
7.8. УЧИТЕЛЬ ИСКУССТВО (ИЗО)
Контролирует наличие у обучающихся альбомов для рисования.
Рекомендуется проверять каждую работу у учащихся всех классов. Работа выдается ученику
либо на следующем уроке, либо через урок после ее выполнения.
8. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией школы:
8.1. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией школы
осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля по следующей схеме:
 Учитель;
 Класс;
 Соответствие количества тетрадей количественному составу класса;
 Выполнение единого орфографического режима;
 Регулярность проверки;









Соответствие отметок существующим нормам;
Качество проверки тетрадей (пропуск ошибок, аккуратность исправления, слово учителя в
тетради и т.д.);
Система работы над ошибками (работа над каллиграфией, классификация ошибок,
индивидуальная работа учащихся над собственными ошибками);
Внешний вид тетрадей (оформление, аккуратность ведение, единообразие надписи
тетрадей);
Объѐм классных и домашних работ, соответствие возрастным нормам;
Разнообразие форм классных и домашних работ;
Дифференцированный подход.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».